В связи с поступающими от Московских больниц запросами на разработку программы повышения психоэмоциональной устойчивости врача, мы проанализировали ряд исследований о трудностях работы мед. персонала в плановом режиме и в режиме повышенного напряжения – (пандемия COVID-19, экстренные ситуации) и выявили следующую проблему:
1. У большинства медработников отмечается «недостаточно развитая коммуникативная компетентность, что характеризуется низким уровнем эмпатии, наличием интолерантных установок по отношению к окружающим, которые препятствует эффективному сотрудничеству с пациентами»
С одной стороны, страдают пациенты, которые часто жалуются на невнимательное, а порой даже грубое отношение доктора, что нарушает доверие и контакт между врачом и пациентом и не способствует выздоровлению пациента.
С другой стороны, это становится причиной конфликтов и жалоб на высококлассных специалистов, что неблагоприятно влияет на репутацию и авторитет, как самого врача, так и организации, в которой он работает. У врача появляется напряжение в связи с давлением руководства и угрозой постановки под сомнение правильности проведенного лечения, в т. ч. в ходе судебных разбирательств. Все это обуславливает высокий уровень напряжения в и без того сложной работе медика, приводит к стрессу и выгоранию докторов, оттоку высокоуровневых специалистов из государственной медицины в коммерческие клиники, либо же вообще из России.
2. Медицинские работники — специалисты, находящиеся в группе риска профессионального выгорания
По данным исследований 50–60% врачей имеют синдром эмоционального выгорания в начальной стадии, а около 5–10% — в выраженной степени. Важно отметить, что развитие этой стадии грозит клинической депрессией, при которой требуется лечение в клинике неврозов. Кому поможет доктор, которого самого надо лечить?
3. Работники медицинской сферы чаще других встречаются с экзистенциальными данностями жизни и смерти, ответственности, свободы принятия решений и неопределенности исхода, где требуется особая подготовка для безопасного переживания событий, связанных с этим.
Смерть пациента для врача сопрягается с признанием собственной несостоятельности, ведь главная задача врача — вылечить. Появляется чувство вины, бессилия, несправедливости. Зачастую у докторов наблюдаются симптомы психологической травмы или посттравматического стрессового расстройства.
4. Пандемия Covid-19 усугубила все эти проблемы, врачам пришлось выйти в “красную зону”, в экстренном порядке перепрофилироваться из терапевтов, гинекологов, гастроэнтерологов в реаниматологов, когда пришлось не только напряженно сверхурочно работать в осложненных условиях, но и сталкиваться с частыми смертями пациентов.
По результатам опроса, проведенного нашей командой в форме интервью с 5-ю докторами и анкетирования еще 45-и мед. работников из более, чем 4х больниц Москвы, 80% отмечают важным фактором психоэмоционального напряжения конфликты в коллективе и сложности в выстраивании сотрудничающих и взаимно поддерживающих отношений с коллегами. При этом доктора отмечают, что со стороны руководства медицинских организаций недостаточно внимания уделено проблеме профессионального выгорания и психологической поддержки докторов.
Таким образом, мы увидели острую необходимость в психологической поддержке и профилактики профессионального выгорания, в том числе в приобретении и развитии медработниками посредством обучения психологических навыков, способствующих сохранению не только своего психологического здоровья, но и здоровья пациентов.