Балинтовские группы

Что такое Балинтовская группа? Это метод групповой тренинговой исследовательской работы, предложенный Микаэлем Балинтом. Центральным объектом исследования в Балинтовской группе являются отношения «психотерапевт – пациент».

Задачи группы:
Анализ всего спектра отношений «психотерапевт – пациент». Это позволяет более полно отрефлексировать свой профессиональный опыт, понять своего пациента и повысить эффективность психотерапии не только в конкретном психотерапевтическом случае, но и в целом в своей практике за счет лучшего понимания влияния на процесс психотерапии когнитивных, эмоциональных и поведенческих стереотипов личностного реагирования пациентов, сходных с их отношениями к объектам своей реальной жизни.

Другая важная задача — прояснение и проработка чувств, возникающими у психотерапевта в трудных психотерапевтических случаях. Такая проработка способствует более полной интериоризации профессионального опыта – именно пациенты являются нашими лучшими учителями. С трудными случаями все мы сталкиваемся в реальной практике. Это такие случаи, когда взаимодействие с пациентом складываются непривычно тяжело. Когда ощущение неловкости или переживания по поводу своей профессиональной неуспешности остаются с нами надолго (иногда на годы) после завершения работы. Когда случай «не выходит» из головы. Когда нам кажется, что пациент (и его родственники и близкие) нас не слышат и не хотят понять. Когда наша психотерапевтическая душа ранится поступками пациентов, а мы сами не можем разрешить эту боль. Такие профессиональные травмы не позволяют рефлексировать профессиональный путь и не переходят в профессиональный опыт.

В Балинтовской группе разбор трудных случаев позволяет не только обеспечить психопрофилактику участников группы, удовлетворяя потребности участников в рефлексии и эмоциональной переработке — отреагировании своих переживаний, но и в ситуации коллегиальной поддержки развивает компетентность в профессиональном межличностном общении. Участие в группе позволяет осознать и «закрыть» личностные «слепые пятна», затрудняющие профессиональные отношения с пациентами.


В задачи Балинтовской группы не входит: создание некоего конечного продукта. Мы не получим единственно верного видения анализируемой ситуации. Опыт участия в группе развивает профессиональную рефлексию и повышает эффективность профессиональной коммуникации и стимулирует самопознание.

Что вы получите:
— разрешение собственных противоречий и переживаний, связанных с трудными психотерапевтическими случаями (как актуальными, так и относящимся к прошлому опыту);
— качественную, сфокусированную и безопасную обратную связь от участников группы и ведущего по поводу отношений с пациентами;

Расписание и формат

Мы проводим дистанционные группы:
Группы по 6-15 человек
Продолжительность сессии — 2-2,5 часа с 10 минутным перерывом
Встречи 1-2 раза в месяц

 

Технология работы балинтовской группы

1. Выбор рассказчика: Каждое занятие начинается с вопроса ведущего: «Кто хотел бы представить на рассмотрение свой случай создающий состояние дискомфорта?». После небольшой, а иногда и продолжительной паузы определяется один или несколько желающих. Каждого из претендентов на «рассказ» ведущий просит описать в течение 1-2 минут свой случай в произвольной, но лаконичной форме. После непродолжительной дискуссии и выбора группа отдает предпочтение одному из «заказчиков».

2. Рассказ: Рассказ ведётся по памяти без предварительной подготовки, т.к. для анализа не менее важно, что «забывает» сказать рассказчик. Хорошо если рассказчик описывает реакции и поведение пациента/клиента, свои эмоции, мысли или ожидания в большей степени, чем клиническую часть случая. 

3. Запрос: После короткого рассказа (5 -15 минут) рассказчик формулирует «запрос», который должен касаться коммуникации с пациентом/клиентом (что происходило, уточнение эмоционального состояния, ожиданий психолога или пациента/клиента…). Запрос может касаться, на первый взгляд, совершенно несущественных вещей. 
*На этом этапе ведущий может помочь «заказчику» сформулировать запросы (вопросы и пожелания) группе, в которых заложено желание получить новые знания, групповую поддержку, и записать их на доске.

4. Вопросы докладчику и уточнение запроса: После формулировки «запроса» участники группы могут обменяться впечатлениями и задать вопросы, которые прояснят для них необходимые для ответа на запрос моменты.
*Лидер Балинтовской группы следит, чтобы вопросов было не чересчур много, и они не слишком «разогревали» рассказчика и группу. Когда ситуация достаточно уточнена, он просит рассказчика немного выдвинуться из круга, расслабиться и послушать, что участники группы чувствуют и думают по поводу коммуникации, сложившейся в обсуждаемом случае. 

В классическом варианте, данный шаг сторого не регламентрируются и все участники высказывают все свои мысли и спонтанные реакции, их поведение и эмоциональные проявления фиксируются ведущим и могут явиться в дальнейшем объектом динамического анализа (в классической группе это не используется, т.к. групповая динамика в ней не является предметом анализа). 

Другой вариант, напротив, жестко структурированный. Все участники задают по кругу «заказчику» по одному вопросу. Таких кругов может быть несколько. Кто-то из участников, не желающий задавать вопрос для прояснения ситуации или проблемы при соответствующей очередности, может ее пропустить. Это не исключает для него возможность задать возникший позже вопрос на следующем «круге».

Еще один вариант, который может использоваться, является промежуточным. Каждому участнику также по кругу предоставляется возможность задать определенное количество вопросов. При этом кто-то может задать их меньше или пропустить свою очередь, вновь воспользовавшись своим правом на новом круге. Отсутствие какой-либо регламентации на этапе вопросов «заказчику» допустимо и может дать интересный материал для последующего обсуждения. 

Руководитель может также, начав с вопросов по кругу и заметив, что все большее число участников пропускает свою очередь или вопросы по сути повторяются, предложить перейти к неформализованному варианту. В этом случае уместно прямо предложить участникам отказаться от очередности и задавать вопросы «в свободном режиме» тем, у кого они еще остались. На этом этапе «заказчик» часто с удивлением обнаруживает, что почему-то забыл или не учел весьма важные аспекты своего случая. Тогда «заказчик» дополняет свой рассказ на третьем этапе, многие неосознаваемые моменты проясняются для него.

 

5. Фантазии каждого участника: Приветствуются любые фантазии, образы, метафоры и символы. Любая фантазия или ассоциация может быть подспорьем в понимании неосознанной составляющей коммуникации. Здесь нет правильных интерпретаций, а есть множественность восприятия ситуации. Это позволяет рассказчику взглянуть на свой случай со стороны и увидеть ранее невидимое, то, что находилось в «слепых пятнах» или было «прикрыто» психологической защитой и понять, почему этот пациент/клиент вызывал затруднения или удивление. Совсем необязательно, чтобы все фантазии в группе казались рассказчику «правильными». Может быть, как раз то, что вызывает сейчас самый сильный протест, потом и окажется наиболее точным объяснением происшедшего.

 

6. Отклик докладчика: После круга фантазий и их обсуждения, рассказчик «возвращается в круг» и делится своими переживаниями и мыслями, возникшими в процессе обсуждения.

 

7. Отклик каждого участника: Последний круг даёт возможность участникам поделиться тем, что им дало это обсуждение, что для них значил этот случая.

Последовательность работы не является жёсткой и меняется в зависимости от конкретного случая и состояния докладчика и группы. Возможно исключение некоторых «шагов» или дополнительные «шаги»: например, помощь в формулировке запроса, обсуждение образов или ассоциаций связанных с пациентом или проблемой

 

Почему сейчас?

Балинтовская группа и в обычное время является повседневным атрибутом профессиональной психотерапевтической практики. Во многих организациях Балинтовская группа уже является обязательной формой профессиональной деятельности специалистов, заинтересованных в своем профессиональном развитии.

Ведущий групп: Ботова Юлия Борисовна — опытный специалист в области консультирования и психотерапии, знает технологию балинтовской группы, принципы групповой динамики, умеет управлять группой, следить за состоянием рассказчика и блокировать опасные обратные связи в случае неготовности «протагониста» принимать их.

Основные задачи ведущего: создание безопасной творческой атмосферы обсуждения и удерживание группы  от «сползания» к групповой терапии участников, ориентированной на проработку личностной проблематики.

Особенности балинтовских групп

  • Работа основывается на представлении случаев из практики членов группы, которые вызывают различные чувства (например, замешательство или удивление), затруднение в понимании или стресс.
  • Обсуждение сосредоточено на взаимоотношениях (коммуникации) психолог – клиент. При этом обсуждаются «материалы» только конкретного реального случая, возможно уточнение фактов, но только в той мере, в которой это касается взаимоотношений психолог – пациент. Общие (тем более теоретические) проблемы не обсуждаются.
  • Записи представляемого случая не используются. Представление случая делается по памяти. Непоследовательность в изложении и забытые факты рассматриваются как важнейшие ключи для понимания коммуникации с пациентом.
  • Группа не предназначена для индивидуальной или групповой терапии участников группы. Не обсуждается сам докладчик. Получение положительного результата заключается в удержании в поле внимания контекста проблем взаимодействия с клиентом.
  • Участник группы, предлагающий свой случай на обсуждение, должен услышать не то, что группа думает о нем, а то, какие ассоциации вызвало его сообщение, чем его рассказ и последующая дискуссия помогли всем присутствующим.
  • «Независимо от нашего согласия или несогласия с данной точной зрения ситуацию подобным образом мог видеть и наш пациент».
  • Стандартные правила работы в группе: конфиденциальность, искренность, личная ответственность, уважение к мнению других членов, правило «стоп». Работа в «круге». На случай затрачивается 1-2 часа.
  • В хорошо работающей группе высказывания отдельных участников провоцируют продолжение дискуссии в виде второго, третьего кругов обсуждения, предметом которого становится творческое коллективное развитие предложенных неожиданных точек зрения, развитие от редукционизма к плюрализму, от поверхностности к углублению видения проблемы. 

  • Необходимо отметить, что задачей балинтовской группы является не создание некоего конечного продукта, абсолютно истинного видения предложенной ситуации, но расширение сознания участников группы и стимуляция самопознания.

Желательные характеристики Балинтовских групп:

  • Группа является постоянно действующей, регулярно проводящей свои сессии.
  • Группа закрыта, насколько это возможно

 

Динамика балинтовской группы значительно отличается от динамики психотерапевтической группы. В частности, для предотвращения обычной групповой динамики запрещается критика ведущего. Не поощряются высказывания о рассказчике, базирующиеся на ситуациях «там и тогда». Динамический подход в балинтовской группе позволяет делать предположения о том, что наблюдаемые «здесь и теперь» эмоциональные и поведенческие реакции рассказчика и членов группы соответствуют эмоциональным и поведенческим реакциям самого врача и его пациента в предлагаемой для обсуждения ситуации. Именно наблюдаемые реакции могут анализироваться достаточно глубоко и многосторонне. С высокой долей вероятности можно предполагать, что переживание скуки у некоторых членов группы во время рассказа о случае соответствует скуке самого врача при выслушивании жалоб и анамнеза пациента, а раздражение других членов группы в ответ на определенное поведение рассказчика повторяет чувства его пациента.

Во время группового обсуждения присутствуют процессы групповой динамики на эмоциональном и когнитивном уровнях: поляризация, различные позиции «за» и «против». Докладчик при этом имеет возможность следить за групповой динамикой и сравнивать происходящее со своими ощущениями без опасения вызвать непосредственную критику. 

Специалисты в области психического здоровья, не воспринимающие своих чувств в отношении к клиенту или же не придающие им значения, первоначально раздражены в таких группах, пытаются привести этому рациональные объяснения («до того времени, как не уточнен диагноз, нет смысла дальше дискутировать об отношениях). Нередко они не могут воспользоваться работой балинтовской группы, так как очень рано обрывают свое участие в ней, считая все происходящее чепухой. В том случае, если они остаются, они могут к своему удивлению постепенно снять свою защиту и использовать свои наблюдения в терапевтических целях.

Отличия Балинтовских групп от других форм работы

Работа Балинтовской группы направлена на:
— «исследование» эмоциональной и бессознательной части технологии работы психолога — осознание её;
— безопасность работы психолога (восстановление, защита, предупреждение профессионального стресса и выгорания).

Балинтовская группа не занимается:
— дидактическим обучением,
— оценкой работы и личности специалиста,
— оптимизацией и методической организацией знаний и технологий, психотерапией участников.

Объектами работы Балинтовской группы являются: коммуникация, эмоции, чувства, иррациональные идеи и установки, психологическиезащиты, переносы, контрпереносы, ожидания, смысл.
Балинтовская группа не занимается: решением проблем клиента или психолога, алгоритмами диагностики, курации, анализом знаний психолога.
Инструментами Балинтовской работы являются: ассоциации, фантазии, аналогии, анализ защит и переносов, эмоциональная поддержка.
В Балинтовской группе запрещены: оценки, советы, решение клинических проблем, обмен профессиональными знаниями.
В Балинтовской группе приветствуется полифония точек зрения и обсуждение, направленное на поиск новых смыслов в отношениях и новых взглядов на коммуникацию.
В Балинтовской группе не ведётся поиск единственно правильного решения.
В Балинтовской группе не используется: генерализация, обобщение и употребление терминов (всё это считается избеганием контакта с эмоциями и смыслами, возникающими «здесь и сейчас» в процессе Балинтовской работы).

Личностные результаты от Балинтовских групп:

  • Улучшение восприятия и понимания коммуникации с клиентом/пациентом
  • Осознание терапевтической значимости межличностных отношений и их границ
  • Расширение репертуара коммуникативных стереотипов
  • Осознание собственных «слепых пятен», психологических защит, переносов и контрпереносов
  • Защита от «эмоционального выгорания»
  • Уменьшение существующих симптомов «эмоционального выгорания»
  • Личностный рост

Специалисты, прошедшие Балинтовские группы, лучше контролируют свою рабочую и психоэмоциональную нагрузку. У них реже возникает недовольство тем, что пациент/клиент пришёл на консультацию без ясной и понятной формулировки причины. Психосоматические пациенты не кажутся им «чёрной дырой», поглощающей всё время и все силы.

Пролистать наверх